Амурский областной краеведческий музей им. Г.С. Новикова-Даурского

Прежняя версия сайта


"Голоса Земли" (сборник стихов)

Герасим Иванович - один из первых по-настоящему амурских авторов. Его дед, крестьянин Воронежской губ., переселился на Амур в 1863. Отец, Иван Андреевич (в момент переселения ему было не более 3-4 лет), занимавшийся извозом, переехал из деревни в Благовещенск в год рождения Герасима. Будущий поэт помогал отцу заниматься извозным промыслом, рубить и сплавлять лес по Амуру; всё это позже нашло отражение в творчестве.


В краткой автобиографии Герасим Иванович рассказывает, что рано пристрастился к чтению, что сильное впечатление на него в детстве произвело поэтическое творчество Лермонтова и Некрасова, многие их стихи он помнил наизусть всю жизнь. Из прозы его привлекли «Тарас Бульба» Гоголя, «Юрий Милославский» Загоскина, Майн Рид. Но самое глубокое потрясение Ш. испытал, найдя хранившийся в доме томик «Кобзаря» Т. Шевченко на украинском. То, с чем он соприкоснулся, читая эту книгу, «было такое близкое, родное, дорогое и понятное, что невольно западало глубоко в душу и трогало её сокровенные струны». Трудностей с языком не возникло потому, что в доме нередко звучала украинская речь: старшие братья отца и матери говорили частью по-украински. Интерес к чтению поощряла мать. Она была неграмотной, но слыла велико­лепной рассказчицей, знала множество занимательных историй. Отец страсть сына к чтению «ненавидел», «часто бил из-за книг». А позже, когда молодой поэт покидал дом, отец дал ему наказ: «не брать с собою этих дурацких книг», так как «от них сыт не будешь, а вреда они приносят много».


В 1900 Герасим Иванович окончил в Благовещенске ремесленное училище, получив профессию столяра. В июле этого же года, во время российско-китайского вооружённого конфликта, принял участие в защите города, дежурил вместе с др. добровольцами на берегу Амура. А осенью уехал в Маньчжурию на строительство КВЖД, работал там «столяром и на изыскании». О маньчжурском периоде биографии поэта известно немного. Слабо он представлен и в творчестве: пожалуй, лишь стихотворением «Песнь генерала Тан-сту-на, идущего на казнь (Вольный перевод с китайского)», в котором схематично отражены события 1903 в Китае. Как свидетельствует автобиография, в Маньчжурии он вёл дневники, «заполняя целые страницы описанием красот природы». Эти дневники хранились до ареста в 1906. Возможно, они до сих пор находятся в архивах жандармского ведомства, но, скорее всего, навсегда утрачены.


Стихи Герасим Иванович Шпилёв начал писать ещё в школе, но первое произведение - очерк-корреспонденция о почти 2000-вёрстной поездке автора на лошадях от Николаевска до родного города - увидело свет в феврале 1904 на страницах благовещенской «Амурской газеты». В этом «Письме с дороги» звучат жалобы на плохое обслуживание пассажиров, едущих по тракту, на ямщиков, которые вымогают у них деньги на водку и т.д.


Помимо творчества, поэт увлёкся революционной деятельностью, бурный 1905, начавшийся с «кровавого воскресенья», к этому располагал.


Первые публикации в периодической печати Сибири и Дальнего Востока, в т.ч. в газетах Благовещенска, появились в 1904. С годами журналистика, художеств, творчество всё сильней захватывали поэта. В разное время он являлся сотрудником или автором «Амурской газеты», «Амурского края», «Амурских отголосков», «Амурского эха», «Голоса труда», «Амурской правды», а также некоторых томских и иркутских газет. До революции 1917 стихи и статьи Шпилёв обычно подписывал псевдонимами: Г. Шп., Пахом Рослый, Мисарег (имя Герасим, прочитанное наоборот), Рабочий, Фёдор Алых, Глыба и др.
Во многих его стихах, написанных в годы первой русской революции, проступает связь с традициями революционно-народнической поэзии XIX в.


Чрезвычайно показательная деталь: сборник «Голоса земли», выпущенный в годы гражданской войны, поэт завершает стихами не о классовых сражениях, не о революции, не о манящих далях светлого будущего. В двух венчающих книгу произведениях - «Непокорённая стихия (Из жизни амурских лесорубов)» и «Таёжный извозчик (На Бурее)» - взгляд автора обращается к прошлому - к картинам, которые ему довелось увидеть в детстве и юности.
С огромным поэтическим вдохновением рисуя неравный поединок человека и могучей, необузданной природной стихии, автор и ужасается мощи этой стихии, и восхищается её красотой и величием. Человек - лишь маленькая частичка мироздания. Стихи Шпилёва подводят читателя к закономерному итогу: смысл человеческого бытия не в классовой борьбе, не в истреблении себе подобных, под каким бы благовидным предлогом это ни совершалось. Он в укрощении губительных природных стихий, в преодолении существующих в мире дисгармоний, в созидательном труде, в поиске форм органичного сосуществования с грандиозным Божьим мирозданием. Финальные стихи сборника «Голоса земли» - из лучших в творчестве Шпилёва. Так увидеть и первозданную амурскую природу, и людей, отстаивающих своё право на существование, в дооктябрьской поэзии Приамурья не удалось никому.

Источник: Лосевские чтения – 2009: Материалы региональной научно-практической конференции. Выпуск 2 / Под ред.  А.В. Урманова. – Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2009. – 160 с.


Возврат к списку