Амурский областной краеведческий музей им. Г.С. Новикова-Даурского

Прежняя версия сайта

Статьи

И.В. ВАСИНА. ИЗ ИСТОРИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ (КОНЕЦ 1990-Х ГГ.)

В 1997 году Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединений» зафиксировал «особую роль Православия в истории России, в становлении и развитии её духовности и культуры». 


Каким былконец  1990-х гг. для Русской православной церкви рассмотрим на примере Годового отчета Благовещенского Епархиального управления в период с 1 января по 31 декабря 1998 г. Документ был передан в фонды  ГБУ АО «АОКМ» в 2019 г. и представляет несомненный интерес как важный  исторический источник конца 20 в.


В конце 1990-х гг. в Амурской области так же как и в России в целом  складываетсясовершенно новая, благоприятная  культура отношений церкви с властями,  обществом и людьми.


Так, в 1998 г. в канун Рождества Христова губернатор Амурской области Белоногов А.Н. нанес  официальный визит епископу Гаврилу с поздравлениями с праздником. Губернатора сопровождали начальник управления культуры областной администрации Мишунин А.И., писатель Черных Б.И., советник по социальным вопросам Векич И.М.


Фактом, что между властями  и Епархией установилось плодотворное сотрудничество, является благодарность Владыки Гавриила за внимание к нуждам православных жителей Амурской области и плодотворные совместные труды, вручение губернатору памятной медали в честь Святителя Иннокентия и Диплом Попечителя  строящегося храма «Благовещенья Пресвятой Богородицы»,  постоянное внимание к епархиальной жизни областного телевидения и прессы.


Еще один интересныйфакт:  4 июня  в г. Благовещенске состоялся семинар глав городов и районов Амурской области и начальников РОВД, куда был приглашен епископ Гавриил. На семинаре обсуждался  Закон «О свободе совести и религиозных объединениях», рассказывалось о конкретных делах в рамках  обсуждаемого Закона.  Например, во многих поселках и районных городах администрация  былаготова предоставить  помещения для открывающихся приходов и квартиры для священников. В некоторых случаях расходы на содержание помещений на первых порах выделяются из местных бюджетов, что свидетельствует о поддержке  церкви властями.


1998 г. - это год  140-летия  со дня основания города Благовещенска.  18 июля был установлен бюст   и открыт памятник Святителю Иннокентию как одному из основателей города, сооруженныйна средства Епархии и немногочисленных частных спонсоров. На открытии в приветственном слове архиепископ Гавриил,   проведяаналогию   между 19 в., когда шло освоение и заселение Приамурья, и девяностыми годами 20 в.,  призвал горожан «к  той же стойкости и мужеству, сплоченности и взаимоподдержке, какие проявили первыестроители и поселенцы».


 

Из отчета мы узнаем, что церковь принимала активное участие   не только в культурной, но и творческой, патриотической и  дажеиздательской  жизни Благовещенска.


Так, в 1998 г.  был дан ряд благотворительных концертов архиерейским хором  кафедрального собора, капеллой хора «Возрождение», районными хорами, средства от которых собирались  на сооружение кафедрального собора.  Репертуар и графики концертов  разрабатывались  при участии областного отдела культуры, городской филармонии, представителей творческой интеллигенции.


Епископ Гаврил принял участие в региональной  научно-практической конференции «Дальний Восток Российской Федерации на рубеже веков: региональный аспект возрождения России».


По благословению епископа Гавриила, издательство «Амур» подготовило и издало календарь-буклет репродукций   художника Александра Тихомирова «Оконопись», а средства от реализации поступили на строительство Благовещенского храма.


Наращивая свое влияние в обществе с первых дней своего возрождения, церковь обращалась к населению через СМИ.  В начале  1998 г. была достигнута договоренность с главным редактором самой крупной газеты области «Амурская правда» Дроздовым А.П. о совместном издании  ежемесячного приложения «Золотые купола». Кроме этого, священники Епархии вели рубрики в газете «Самовар», журнале «Амур-батюшка»,  ряде районных газет, а также еженедельные радиопередачи православной программы «Благовещение» по ГТРК «Амур».


В 1990-е церковь стала беспрепятственно развивать благотворительность. Поначалу это были частные инициативы отдельных приходов, но  впоследствииони переросли в общероссийское явление. Священники и прихожане занимались помощью бездомным, инвалидам, детям-сиротам. Тогдаже  начали появляться первые приюты для женщин, в том числе беременных, находящихся в кризисной ситуации.


При Благовещенской Епархии, например,  создается служба милосердия имени Святителя Иннокентия, оказывается материальная помощь сиротам, больным детям, Дому престарелых,  Дому ребенка и др.


В отчете указываются конкретные суммы помощи:


  - Дому ребенка – 1100 руб.;

 - библиотеке для слепых на  приобретение оборудования – 3000 руб.;

 - социальный приют для детей и подростков на ремонт здания – 1000 руб. и 200 руб. на подписку газет;

- Детской областной стоматологии для  участия молодых  специалистов во Всероссийской научно-практической конференции – 1000 руб.


 Епархия принимает активное участие в открытии детских домов,  оказанииматериальной помощи населению (взрослым и детям)  одеждой, обувью, игрушками, книгами (в т.ч. духовной литературой), канцелярией, моющими средствами, электроприборами и т.д. Так, в приходе «Иоанна Богослова» с. Ивановка было роздано одежды более, чем 200 чел.  Фонду социальной поддержки населения было передано одежды более, чем 500 чел.: шубы, зимние пальто, плащи, куртки, платья, юбки, обувь…


Священнослужители  входят в экспертные  советы различных конкурсов и проектов, связанных с благотворительной деятельностью.


В 1990-е гг. священнослужители активно развивали социальное служение, занимались миссионерской, паломнической  деятельностью по примеру Святителя Иннокентия и его сподвижников. Так, казначей Р.П.Коломиец, клирошанка Инна Кривощекова, послушник Андрей Кузьмин и Олег Волочайпосетили  отдаленные территории:  космодром Свободный, поселки Соловьевск, п. Тахдомыгда, Огорон, Тунгала, Лопча, Ларба, Хорогочи, Талдан, Дукла, Кувыкта,Юктали, г. Зею.


Во время миссионерских поездок священники  крестили местное население,  особо тех, кто болел, был парализован,  освящали дома, квартиры, клубы, столовые, кладбища, гаражи, огороды, детские сады, служили молебны и панихиды.


Миссионерская деятельность давалась тяжело, ночевали на вокзалах, в машинах, гаражах, упоминается случай, когда  паломникиизЗеи выехали в Огорон, по путимашина провалилась, «села в наледь». Пришлось водителю идти в Тунгалу за лесовозом.


Отдельно в отчете упоминается Албазино, куда  11 июля была организована паломническая поездка.   Паломники переночевали в Доме культуры, отслужили  всенощное бдение с литией и Божественную литургию на месте, раньше стоял казачий острог. А на молебен и крещение брали из музея икону Божией Матери Албазинской. В этот день покрестилось 12 албазинцев, в том числе глава администрации.


Появление православных священников  в отдаленных поселках и деревнях, как следует из отчета,  не всегда воспринималось  чиновниками и населением с радостью и пониманием. Тем не менее,   за время миссионеркой деятельности было крещено более 300 чел.


В 1998 г.  епархия принимает активное участие в жизни военных подразделений, священнослужители приглашаются  на беседы с личным составом, проводятся беседы с военнослужащими на тему «О добросовестном выполнении воинского долга защитника Отечества», священники  встречаются с призывниками, присутствуют на присяге.


Военнослужащие тоже в свою очередь помогают  церкви. Так,  личный состав части 9787 работал на уборке и расчистке территории храма в с.Игнатьево,  пожарная часть  г. Благовещенска оказала техническую помощь в водружении крестов на купола храма «Св. князя Александр Невского» с.Игнатьево. Отец Олег Волочай отмечает: общество повернулось к православию, что свидетельствует о его выздоровлении.


В 1990-е гг. внутренней проблемой церкви являлся недостаток кадров.


Число приходов  в области стремительно росло (в 1998 г. их было 28), а священнослужителей было мало - 24. Рукополагали тех, кто более-менее подходил по возрасту, казался умным верующим человеком. Духовное образование получали позже.


Тем не менее были отдельные случаи непристойного поведения  священников: обман прихожан, пьянство, интриги,драки, подсиживания, низкий нравственный облик. Например, упоминается пожар в храме Св. архистртига Михаила в г. Завитинске, который случился по вине священника, отличающегося  невоздержанием к спиртному  и безнравственным поведением -  будучи целибатом (давшим обет безбрачия), имел интимные отношения с женщиной.


1990-е гг. Русская православная церковь стала противопоставлять сектам антисектантские центры, которые занимались реабилитацией заблудших и возвращением их к нормальной жизни. В Амурской области таких центров не было, но   амурские священнослужители  понималиопасность  сект, которые в 1990-е гг.  получили  в Приамурье большое распространение.Так, на уже упомянутой научно-практической конференции «Дальний Восток на рубеже веков: региональный аспект возрождения России» выступающими была отмечена опасность действия иноземных сект, в частности корейского происхождения,сеявшихнациональную рознь и антироссийские настроения.


Все чаще сектантские проповедники пытались провести работу среди населения, в том числе среди военнослужащих, где всегда вносилисмуту. В частности,  в Шимановске, в одной из воинских частей иеромонахом Иннокентием после встречи  была проведена беседа с двумя молодыми офицерами, попавшими под влияние сектантов «Свидетели Иеговы», один из них был вразумлен, другой уволился из рядов Вооруженных сили судьба его неизвестна.


В 1990-е гг. церковь позвали в школы и учебные заведения. То, что сегодня либералы представляют как её вторжение в сферу образования, началось по инициативе преподавателей, которые искали способы положительного влияния на молодёжь того времени. 


Известно, что на многие незрелые умы вольница90-х произвела нездоровое влияние, ведь каждый использует свободу так, как понимает её: порядочный человек для духовных и нравственных  исканий, а порочный - для распутства и преступлений. Часть нового поколения, к сожалению,  ориентировалась на криминал. По опросам социологов, немало подростков мечтали стать киллерами (мальчики) и путанами (девочки).


Священники пытались исцелить общество, и оно  потихоньку возвращалось к нормам христианской нравственности.Так,  учащиеся торгово-экономического колледжа г. Благовещенска  под влиянием знакомства с православной культурой  и непосредственного общения с самим Епископом в пасхальные дни посетили вместе со священнослужителями Дом престарелых, угощая  пожилых людей изделиями собственной выпечки.


В 1990-е гг. представители разных партий (например, либералы и коммунисты), в основном, положительно относились к церкви. Первые воспринимали её как пострадавшую от советского режима, вторые сожалели о репрессиях в отношении духовенства.  Присутствуя на юбилейном торжестве -  80-летии Амурского отделения ФСБ, архиепископ Гавриил отметил стремление нового руководства службы безопасности помочьв розыске материалов о судьбах репрессированных священнослужителей.


В 1990-е у власти появилось понимание, что следует заботиться о религиозном окормлении заключённых. Самым известным  в России из первых священников, возродивших тюремное служение, стал отец Глеб Каледа (1921-1994), который окормлял Бутырскую тюрьму до своей смерти в 1994 г. Священников стали пускать в пенитенциарные учреждения. Так продолжилась дореволюционная традиция, поскольку в царской России были тюремные священники и около трёхсот тюремных храмов.


Один из примеров – в п. Тахтамыгда ИТК проведеныводосвятный молебен, собеседование с заключенными, крещено 50 человек. Здесь же  трудами заключенных была построена православнаячасовня.


1990-е гг. - это период, который останется в истории России как время возрождения Русской православной церкви, возвращения народа к своим религиозным истокам, восстановления справедливости по отношению к духовенству.Но  -«даже в демократическом государстве должна быть дистанция между государством и  Церковью, чтобы государство не дышало на Церковь и не заражало её своим дыханием, духом принудительности и безмолвности». Слова принадлежат Патриарху Алексию II (1929-2008),  сумевшему объединить  православных постсоветского пространства поверх всех политических барьеров.


Возврат к списку