Выдающийся русский писатель, общепризнанный классик мировой литературы, один из самых известных драматургов мира,врач, Антон Павлович Чехов для изучения быта каторжников и ссыльных совершил путешествие на остров Сахалин. В конце XIX века поездка на Сахалин приравнивалась к гражданскому подвигу.Решение А.П. Чехова ехать на Сахалин не было случайным, оно явилось итогом многолетних раздумий и творческих поисков.
Многие дальневосточные художники вдохновлялись историей путешествия именитого писателя. Не обошли эту тему и амурские мастера кисти и карандаша. Так, живописец Иван Мартынович Литовченко в начале 1960-х годов изобразил Чехова в окружении пассажиров парохода «Ермак» во время кратковременного визита прозаика и драматурга в Благовещенск («Чехов на Амуре», 1960-е гг.). (Рисунок 1). Автор несколько месяцев разрабатывал «чеховскую тему» – делал многочисленные наброски, эскизы. Сегодня известны два варианта картины и оба находятсяв фондах Амурского областного краеведческого музея имени Г.С. Новикова-Даурского.
Второй вариант полотна - «А.П. Чехов на пароходе» 1961 года - передала в фонды музея исполняющая обязанности директора Благовещенского политехнического колледжа в 2019 году Е.А. Аксёнова. (Рисунок 2).
Художник несколько лет прожил в Благовещенске, приехав сюда после окончания Харьковского государственного художественного института, ныне Харьковская государственная академия дизайна и искусств (с 2001 г.). Основной темой его творчества были исторические события, портреты революционных деятелей, героев гражданской войны на Дальнем Востоке.
11 июля 1890 года Антон Павлович Чехов ступил на сахалинскую землю и прислал своим родным телеграмму: «Приехал. Здоров. Телеграфируйте Сахалин. Чехов».Сахалинский художник-маринист Владимир Владимирович Овченков запечатлел на своём полотне прибытие А.П. Чехова на Сахалин на пароходе «Байкал». Чехов писал: «Погода и в этот раз была тихая, ясная, какая здесь бывает очень редко. Но настроение духа, признаюсь, было невесёлое, и чем ближе к Сахалину, тем хуже. Я был непокоен». (Отрывок из книги «Остров Сахалин» А.П. Чехова). Картина написана в 2009 году и хранится в Литературно-художественном музее книги А.П. Чехова «Остров Сахалин». (Рисунок 3).
Чехов пробыл на острове несколько месяцев, изучая жизнь каторжан и поселенцев, быт и нравы местных жителей.Результатом этой работы стала полная и подробная перепись всего населения Сахалина и книга «Остров Сахалин», которая произвела резонанс в культурной и общественной жизни России и за её пределами.
Путешествие великого писателя сыграло значительную роль в развитии Дальнего Востока, в частности Амурской области. Об отдаленных территориях узнала общественность из центральной России, что помогло решить социальные проблемы, а также заполнить пробелы в научном описании Дальнего Востока.
Книга Чехова «Остров Сахалин» всколыхнула общественное сознание, привлекла внимание к проблемам Сахалина и его жителей. И самое главное – через 11 лет после выхода в свет книги была ликвидирована Сахалинская каторга.
Память об Антоне Павловиче Чехове благодарные сахалинцы увековечили созданием музеев, библиотек и памятников.
Неотъемлемой частью острова Сахалин являются маяки.Строительство маяков началось еще в XIX веке. Всего на Сахалине было установлено 25 маяков и створных знаков, из которых, до нашего времени сохранилось только 11. Не все маяки используются в наше время, некоторым из них грозит разрушение.На картине сахалинского художника Анатолия Александровича Абрамова «Маяк на мысе Жонкиер» (1985 г.) изображён маяк, сохранившийся до наших дней и ставший одним из главных символов каторги Сахалина. (Рисунок 4). Дорога к нему была излюбленным местом прогулок свободных жителей поста Александровского. К маяку прогуливался и сам А.П. Чехов.
«…Чаще всего мы ходили к маяку, который стоит высоко над долиной, на мысе Жонкиер. Днём маяк, если посмотреть на него снизу, – скромный белый домик с мачтой и с фонарём, ночью же он светит в потёмках и кажется тогда, что каторга глядит на мир своим красным глазом.
Дорога к домику поднимается круто, оборачиваясь спиралью вокруг горы мимо старых лиственниц и елей… Около домика рвётся на цепи злая собака. Пушка и колокол. Говорят, что скоро привезут и поставят здесь ревун, который будет реветь во время туманов и нагонять тоску на жителей Александровска.
Если, стоя в фонаре маяка, поглядеть вниз на море и на «Трёх братьев», около которых пенятся волны, то кружится голова и становится жутко. Неясно виден Татарский берег и даже вход в бухту де-Кастри. Смотритель маяка говорит, что ему бывает видно, как входят и выходят из де-Кастри суда. Широкое, сверкающее от солнца море глухо шумит внизу, далёкий берег соблазнительно манит к себе и становится грустно и тоскливо, как будто никогда уже не выберешься из этого Сахалина…».(А.П.Чехов. «Остров Сахалин»).
Еще один художник, заинтересовавшийся историей путешествия Чехова, - Григорий Степанович Зорин (1919-2006). Зорин приехал в Хабаровск с родителями из Уральской области, когда ему было 10 лет. Именно в это время он увлёкся живописью. Григорий Степанович любил Дальний Восток и восхищался дальневосточниками. «Зорин не пейзажист, не жанрист и не портретист, хотя писал и пишет и то, и другое, и третье, предпочитая всему перечисленному композиции на темы Дальнего Востока, - он просто художник, всеми доступными ему средствами воспевающий полюбившийся и ставший родным ему край» – пишет кандидат искусствоведческих наук С.И. Урманов. В 1980 году художник написал полотно «Чехов на Сахалине», которое отражает атмосферу, царящую на острове.
Эскиз к картине хранится в Амурском областном краеведческом музеи имени Г.С. Новикова-Даурского (Рисунок 5), итоговая же картина находится в Сахалинском областном художественном музее(Рисунок 6).Первый вариант полотна Зорин решает в смелых контрастных и темных тонах. Итоговый холст получился в пастельной, слегка приглушенной палитре. Обе палитры повествуют зрителю о тяжести на душе писателя. Лицо А.П. Чехова грустное – он смотрит отсутствующим взглядом вдаль, на лице нет и тени улыбки, лишь глубокие и тяжелые мысли о судьбах людей на острове Сахалин. На втором плане строй каторжан – одинаковые, грубые и понурые фигуры бредут на пожизненные работы.
«В тюрьме Чехов подолгу беседовал с каторжниками. Он сумел расположить их к себе, и они относились к нему на редкость доверчиво. Мы диву давались. Каторжане в большинстве хитры, подозрительны и лживы... но с Чеховым они беседовали необычайно просто и правдиво...». (С.А. Фельдман смотритель Дуйской и Воеводской тюрем на острове Сахалин в 1980-е гг.).
«Работа у меня была напряженная; я сделал полную и подробную перепись всего сахалинского населения и видел все, кроме смертной казни. Когда мы увидимся, я покажу Вам целый сундук всякой каторжной всячины, которая, как сырой материал, стоит чрезвычайно дорого. Знаю я теперь очень многое, чувство же привез я с собою нехорошее... По воспоминаниям, Сахалин представляется мне целым адом», – писал Антон Павлович Чехов в письме своему другу А.С. Суворину 9 декабря 1890 года.
Одноименное название своей картине «Чехов на Сахалине» выбрал сахалинский художник Анатолий Николаевич Ни. Картина 1996 года написания принадлежит кисти скульптора, чьи работы находятся в Государственной Третьяковской галерее. (Рисунок 7). Запечатлённый на живописном холсте Антон Павлович Чехов размышляет о жизни. Возможно, в один из таких моментов и родились строки, которые он запечатлел в черновой рукописи. В книгу «Остров Сахалин» они не вошли, но стали пророческими: «В будущем, здесь, на этом берегу, будут жить счастливые люди и – кто знает?.. в самом деле… наслаждаться свободой и покоем. Кто знает?».
Виолетта Андреевна Ярощук
Специалист по экспозиционной и выставочной деятельности без категории
Филиал ГБУ АО «АОКМ» в г. Благовещенск «Выставочный зал»
1. Материалы по выставке «Я влюблён в Амур», 2015.
2. Чехов, А.П. Остров Сахалин : из путевых записок / А.П. Чехов, 2010.
3. Иконникова, Е.А. Литературный путеводитель, или сахалинскими дорогами Чехова и не только : хрестоматия / Е.А. Иконникова, А.А. Степаненко. – Южно-Сахалинск, 2016.
4. Дунаева, Е.Н. К истории работы над книгой «Остров Сахалин» : статья / Е.Н. Дунаева.
5. Маяки Сахалина: сайт URL: https://livingheritage.ru.
6. Как появился главный символ каторги Сахалина: сайт URL: https://sakh.online.
7. А.П. Чехов в портретах, иллюстрациях, документах. На Сахалине. За границей. 1890-1891: сайт URL:http://chehov-lit.ru.
8. В Амурском театре драмы вернулись на 130 лет назад, чтобы встретиться с Чеховым в Благовещенске: сайт URL: https://amurteatr.ru.