В городе Благовещенске есть переулок Уралова, который находится в самом центре города. Большинство жителей знают, что есть такой переулок и где он расположен. Но мало кому известно, каким человеком был Николай Иванович Уралов, чем он занимался, и что он сделал для нашего города, если почти сразу после смерти, его именем был назван один из центральных переулков Благовещенска.
30 ноября 2011 года исполнилось 113 лет со дня рождения Николая Ивановича Уралова, заслуженного артиста РСФСР, заслуженного деятеля искусств РСФСР, главного режиссёра Амурского театра драмы с 1948 по 1962 гг. Амурским Станиславским называли и поныне продолжают называть его те, кто знаком с его творчеством. Это уникальное явление в культурной жизни не только Приамурья, но и Дальнего Востока в целом. Ни для кого не секрет, что взлёт творческой популярности Амурского театра драмы, появление целой плеяды талантливейших актёров приходится как раз на годы, когда главным режиссёром Амурского областного драматического театра был Николай Иванович.
Н.И. Уралов родился 30 ноября (13 декабря) 1898 г. в г. Баку, в семье железнодорожного служащего. Большую часть своей жизни Николай Иванович прожил на железной дороге, будучи подростком, работал десятником.
В 1914 году Н.И. Уралов закончил Камышловское горное училище. Летом того же года приехал на Дальний Восток, где в это время его отец работал на железной дороге. С осени 1916 г. началась сценическая карьера Николая Ивановича. Случай столкнул Уралова с бродячей труппой актёров, которые, разъезжая со спектаклями по железнодорожным станциям, вынуждены были пополнять свой состав местными любителями. В 1917 г. Уралов работал уже в профессиональной труппе под руководством Ронского-Гарина.
С 1 июня 1918 г. Николай Иванович был зачислен в труппу Государственного театра миниатюр в г. Благовещенске. Зимний сезон 1918-1919 гг. работал в частной антрепризе Новосильцева, а летом 1919 г. работал в товариществе актёров в г. Николаевске-на-Амуре. Н.И. Уралов был призван в Белую армию, из которой, прослужив около полутора месяцев, дезертировал.
5 февраля 1920 г. Уралов добровольно вступил в Рабоче-крестьянскую Красную армию. До осени 1920 г. Николай Иванович занимался организацией армейских театров и клубов в должности начальника театрального отделения политотдела 1-ой Тихоокеанской дивизии.
С 1928 по 1933 гг. работал в ДКА в г. Ворошилове - Уссурийском.
В 1933 г. Николай Иванович Уралов перешёл работать на железнодорожный транспорт.
С 1933 по 1946 гг. Н.И. Уралов руководил разъездным театром Дорпрофсожа. Из автобиографии Н.И. Уралова, написанной в начале 1940-х годов: «В конце 20-х годов у меня зародилась мысль о создании профессионального театра на новых началах, вытекающих из уже наметившихся тогда у меня идейно-художественных устремлений. И в 1931 году я уже руководил театром, организованным при ДКА, с небольшим творческим составом, из молодёжи, совершенно неискушённой в искусстве театра. В 1933 году с этим же составом, пополненным молодёжью из расформированного в то время Краевого Драма и, незначительно, актёрами профессиональной школы, я перешёл на железнодорожный транспорт. Вначале это был полустационарный театр районного масштаба, затем дорожный передвижной театр Союза ж.д. строителей, а с 1937 года театр Дорпрофсожа Амурской ж.д., которым я руковожу до настоящего времени».
Гордость за «железнодорожное» прошлое у актёра, режиссёра и педагога Уралова осталась с ним на всю жизнь. Актёры и весь театр жили в вагонах, главными сценическими площадками были станционные клубы, а главными зрителями - транспортники. Артисты играли великолепно, спрос на билеты был велик, и на спектакли попасть было практически невозможно. Именно тогда оформился творческий девиз Уралова: «Дружному коллективу под силу любые трудности!».
В 1970-е гг. заслуженный артист РСФСР, бывший актёр театра Дорпрофсожа, Е.А. Бровкин написал: «Наш театр - это всё в коллективе, и если из этого комплекса изъять режиссёра, то есть лишить актёров настоящего творчества, то смысл жизни театра потеряется. И если бы эти семь лет в нашем театре не было Уралова, то они превратились бы в каторгу. Однако Уралов был, и в нашем коллективе эти годы промелькнули незаметно. И что самое показательное – из первоорганизаторов театра не ушёл ни один человек, судьбы всех были так сплетены, что разъединить их было просто невозможно. Вот тогда именно я понял и ощутил великую силу искусства: она – в единении…».
В 1946 г. организовалась новая Южно-Сахалинская область. Был поставлен вопрос о создании областного драматического театра. Николай Иванович Уралов дал согласие занять должность главного режиссёра театра, оставив за собой право, пригласить некоторых актёров из Дорпрофсожа для работы в Южно-Сахалинске. С Ураловым поехали актёры: А.В. Милеева, Е.Ф. Саяпин, М.Н. Крылова, Ф.Н. Харьковский, Е.А. Бровкин и заведующий цехом парикмахер-гримёр П.Е. Антонов.
Работа в Южно-Сахалинске была самым трудным периодом в творческой жизни Н.И. Уралова.
На Сахалине всё было другим. Для театра переоборудовали один из кинотеатров города Южно-Сахалинска. Перед Николаем Ивановичем встали неотложные задачи: репертуар, изучение возможностей коллектива, запросы зрителей.
К открытию театра решено было поставить три пьесы: «Любовь Яровая», «Таланты и поклонники» и «Старые друзья».
В это время в труппу влились актёры северного Сахалина, новый коллектив, новые деления. Появились театр Уралова и театр Цейкинского – режиссёра, приехавшего из города Охи. С Цейкинским было работать легко, а с Ураловым - сложно. Труднее всего было с теми, кто откровенно и цинично заявлял, что он приехал на Сахалин не ради искусства, а для того, чтобы заработать денег.
Но семейные обстоятельства заставили Н.И. Уралова покинуть Южно-Сахалинский театр: у него заболела дочь, и врачи посоветовали сменить климат. За Ураловым потянулись и все те, кто приехал на остров ради режиссёра Уралова.
При организации Амурского областного театра драмы произошло слияние Благовещенского театра и театра Дорпрофсожа Амурской железной дороги. Лучшие труппы этих двух театров составили основу вновь созданной труппы. Директором театра стал М.И. Аннушкин, главным режиссёром - Дымов. Скоро выяснилось, что Дымову не под силу руководить таким крупным объединением. В 1948 г. на должность художественного руководителя театра был приглашён Н.И. Уралов.
На Дальнем Востоке стало два театра, которые назывались по имени главных режиссёров: ураловский в Благовещенске и театр Ларского в Уссурийске.
Благовещенску повезло, что в театр пришёл такой мастер, как Уралов. Он был полон сил и энергии, за спиной у него был большой творческий багаж и жизненный опыт. Уралов поставил много удачных спектаклей, которые сформировали лицо театра и снискали ему славу далеко за пределами Амурской области.
Николай Иванович принадлежал к категории тех людей, которые всего себя отдавали любимой профессии. Он мог репетировать сутками, возбуждал интерес к работе у всех окружающих. Поражала его творческая фантазия - актёрский состав был довольно сильным, работали люди не потому, что это Благовещенский театр, а потому, что он ураловский.
В середине 1950-х гг. население Благовещенска было 120 тысяч населения, и каждый спектакль выдерживал 30-40 представлений, не считая выездных. Уралов был прав, говоря, что театр делает город театральным, а не сам по себе город им становится. Театр обязан нести ответственность за воспитание высокого художественного вкуса зрителя. Театр Уралова нёс эту ответственность.
Николай Иванович Уралов был выдающимся человеком, который в деятельности Амурского театра составил целую эпоху. В чём же заключалась сила Уралова как актёра?
Уралов искренне верил в предлагаемые пьесой обстоятельства. Непосредственность, непринуждённость в игре на сцене не покидала его всю жизнь. Он обладал талантом перевоплощения в, казалось бы, реальное действующее лицо, и это было той силой, которая заставляла зрителя верить, что перед ним не артист Уралов, а, допустим, председатель колхоза Романюк, которого он играл в пьесе Корнейчука «Калиновая роща».
За годы работы в Амурском театре Николай Иванович Уралов сыграл более пятидесяти ролей, а за всю жизнь – около трёхсот.
Как режиссёр Н.И. Уралов также был талантлив.
Возглавляя творческий процесс работы над созданием спектакля, опираясь на творческую систему Станиславского, Уралов давал возможность актёрам работать самостоятельно, зная, что каждый одарённый актёр горит желанием не повториться. Николай Иванович внушал, что актёр каждый вечер должен доказывать, что он способен на что-то ещё более значительное. Николай Иванович Уралов был главным режиссёром Амурского театра с 1948 по 1962 годы. За весь период напряжённой работы он самостоятельно поставил 60 спектаклей. Кроме того, он правил все спектакли других режиссёров театра.
Сейчас уже трудно сосчитать, сколько у Н.И. Уралова было учеников. У него не было студии, не было класса, но были репетиции. Многие считали, что репетиции, проводимые Ураловым, - уже школа.
Многим артистам, которых воспитал Николай Иванович, присвоены почётные звания в области культуры. Виктор Ростовцев и Иван Агафонов стали народными артистами РСФСР. Звание заслуженного артиста РСФСР получили Ольга Высоцкая, Тамара Кривенко, Евгений Бровкин, Николай Кормушкин, Фёдор Суприн, Серафима Хонина, Евгений Саяпин. Дмитрий Шубинский стал заслуженным работником культуры.
Н.И. Вайсман в своей книге «На сцене – человеческие сердца» написала: «Школа Уралова – замечательного педагога, чуткого и последовательного продолжателя лучших традиций русского театра – особая школа. Она построена на правде – жизненной, социальной, а потом уже театральной. Его спектакли отличались ярким художественным психологическим рисунком, где не было места фальши, наигрышу, штампу».
Николай Иванович был хлебосольным человеком. Люди любых профессий бывали в его доме: писатели, врачи, художники, архитекторы, военные. Всем было интересно с ним. Многое в доме Ураловых вызывало интерес, располагало к откровенным беседам. Николай Иванович был интересным собеседником, любил и поощрял в разговоре остроту и юмор.
Николай Иванович Уралов был самым обыкновенным человеком – со всеми его привязанностями, увлечениями, с его рассеянностью, с его бескорыстностью, ничто человеческое ему не было чуждо.
Одним из любимых учеников и сподвижников Уралова был Евгений Антонович Бровкин. Увы, и этого талантливейшего актёра, заслуженного артиста РСФСР сегодня нет с нами. Но остались его дневники, остались его «записки актёра», которые сам он назвал «Н.И. Уралов и его ученики». Это материал, в котором автор не только рисует творческий портрет режиссёра, но и вводит нас в атмосферу театральной жизни Приамурья 40-х и 50-х годов.
Имя Николая Ивановича Уралова и сегодня известно всей театральной России, его слава перешагнула региональные границы, пережила его век и поныне не меркнет на фоне новых театральных имён.
Источники:
1. Бровкин Е.А. Н.И. Уралов и его ученики / «Благовещенск. Из века в век».-216с., илл. Издатель: ОАО «Амурская ярмарка», Благовещенск-на-Амуре, 2010 г.
2. Вайсман Н.И. На сцене – человеческие сердца, в зале – человеческие сердца (зарубежная драматургия на сцене Амурского театра драмы). – Благовещенск, 1991. -100 с.
3. Кропивницкий Н. Кальдерон на Амуре// Советский Союз, 1958, апрель.
4. Уралов Н.И. Прекратить поиски лёгких путей в искусстве// Приамурье, 1956, №5.
5. Маслов О. От однообразия к единству // Амурская правда, 1988 г, 24 апреля.