Амурский областной краеведческий музей им. Г.С. Новикова-Даурского

Прежняя версия сайта

Статьи

А. Г. ГЛАБЕЦ. ВЛИЯНИЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ НА ТВОРЧЕСТВО АМУРСКИХ ХУДОЖНИКОВ И МАСТЕРОВ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ НАД ВЫСТАВКОЙ«ЗЕМЛЯ РОДНАЯ – КОЛЫБЕЛЬ ЗОЛОТАЯ»)

Русская народная культура – это, прежде всего, отражение самого народа, его характера, обычаев, ментальности и духовности.За свою многовековую историю она вобрала в себя прекрасные и самобытные традиции, обычаи и обряды.


Важной составляющей русской культуры выступает народное творчество – фольклор и ремёсла, которые в последующем переросли в полноценные промыслы. В зависимости от места проживания, климата, ландшафта, окружающей флоры и фауны, условий жизни и особенностей труда мастера прошлого выбирали понятные и близкие сердцу формы, темы и сюжеты. При создании художественно осмысленных предметов быта в качестве материалов, как правило, использовалось то сырье, которого было достаточно в окрестностях поселения, а основными изобразительными мотивами становились знакомые, реально существующие или фантастические, растения, звери и птицы. Некоторые даже обращались к жанровым сценкам, демонстрирующим быт крестьянства, купечества, а иногда народные сказки, былины и песни.


Такое богатство и многообразие русской культуры не могло не привлечь к себе внимание амурских авторов XX–XXI веков.


Все произведения амурских художников и мастеров декоративно-прикладного искусства, которые были выполнены под влиянием русской народной культуры, можно разделить на две большие группы. Первая группа включает в себя работы, авторы которых опирались на художественно-выразительные средства, материалы, технику и темы, характерные для традиционного искусства России. Вторая группа– это картины, изображающие жанровые сцены из жизни народа, а также портреты его представителей. Такие живописные полотна были в том числе и у известных художников XIX–XX веков (например, В. И. Сурикова, В. А. Тропинина, А. Г. Венецианова, К. Е. Маковского, Ф. А. Малявина и др.). Обе группы произведений были представлены на выставке «Земля родная – колыбель золотая» в Выставочном зале г. Благовещенска (филиал Амурского областного краеведческого музея) с 7 сентября по 8 октября 2023 года.


Первую группу художественных работ открывает творчество мастеров, которые создают традиционные для прошлого нашего народа изделия. Так, например, Вадим Кондратьев в середине 1980-х годов представил публике серию лубочных картин «Народные пословицы», опираясь на характерные особенности изготовления лубка, сложившиеся в XVII–XVIIIвеках.Название «лубок» произошло от липового луба – доски, на которой заведомо вырезался зубилом рисунок и создавалась своеобразная матрица, или печать, для создания оттиска на листе бумаги. Таким образом получалась своего рода гравюра. Затем темный контурный рисунок раскрашивался красками. Позже художники начали изготавливать лубки полностью вручную, подражая напечатанным миниатюрам. В самом начале в технике лубка изображали сюжеты нравственно-религиозного характера, позднее появляются сценки бытового, сказочно-фантастического и сатирического толка. «Народные пословицы» Вадима Кондратьева соединили в себе такие художественно-стилистические черты этого вида народного творчества, как лаконичность рисунка, сочетание черного штриха с яркой раскраской, мажорность и жизнерадостность колорита, обращение к простым и понятным по содержанию образам и сюжетам, отражающим быт и нравы русского народа. Также художник умело включает в свои композиции пояснительный текст, который раскрывает значение изображаемых пословиц.


2023-10-20_15-55-34.png

Вадим Кондратьев. Кто трудиться не ленится…Из серии «Народные пословицы». Бумага, тушь, акварель. 1986 г.


Особенно чтут традиционные ремесла при художественной обработке текстиля. В наши дни продолжают украшать рушники при помощи вышивки. Наиболее популярной при этом остается техника «русский крест» с привлечением мережки (выполненные путём выдёргивания нитей из ткани кружевные строчки), счетной глади, рубцевания и обметочного шва по краю.Основу таких вышивок составляет славянский геометрический орнамент, элементы которого наделялись особым обереговым значением. Нитки для создания узоров обычно использовали красные, а ткань – белую.Цвет тоже имел для людей особое значение. Красный олицетворял жизненную энергию, тепло и Солнце. Белый ассоциировался со всем чистым, светлым и святым.Вышивкой в технике «русский крест» уже более двадцати лет занимается Надежда Ходанович. Она обучилась данному ремеслу у мастера Ивановской области – Шишкиной Азы Серафимовны. Все изделия Надежды Ходанович отличаются «идеальной» изнанкой. У нее нет торчащих ниток, узелков. Лишь однонаправленный стежок. Также в этом направлении работает ученица Надежды Ходанович – Ирина Мазурина.


Возрождают интерес к тряпичной кукле Наталья Найда и Ирина Серебряная. Используя ткань, сукно, пряжу, шерсть, нитки, тесьму и некоторые другие материалы, амурским мастерицам удается воплотить в жизнь широко известные образы русского народа и славянские обереги. Купавка, Берегиня, Спиридон-солнцеворот, Семик с Семичихой, коробейники – любимые герои их творчества.

2023-10-20_16-02-24.png

Тряпичные куклы Натальи Найда и Ирины Серебряной

Продолжают амурские мастера применять и такие техники как резьба и роспись по дереву, аппликация, лепка и создание гончарных изделий из глины,лоскутное шитье, получившее распространение в современном мире под названием «пэчворк».

Помимо прямого следования традициям прошлого встречаются интерпретации народных вещей на современный лад.Елена Крошко декорирует абсолютно обыденные, повседневные вещи, такие как сумки-шопперы, в технике мезенской росписи, появившейся как народный промысел по художественной обработке дерева на берегах реки Мезень в начале XIX века. Эту роспись отличают от других использование всего двух цветов – красного и черного, схематичные изображения коней, оленей, птиц и рыб, включение мелкого дробного геометрического орнамента, и создание композиции ленточного типа, когда рисунок или узор располагаются полосами.

Обращаясь к образу тряпичной куклы, Елена Крошко создала на основе скрутки полноценные шахматы, посвященные 335-летию подписания Айгунского мирного договора. Одну часть поля занимают человеческие фигурки, олицетворяющие собой Амурскую область. Вместо короля и ферзя – Святитель Иннокентий и Николай Муравьев-Амурский. В качестве пешек – казаки. Для их создания была использована ткань от рубашки отца-офицера автора. Вторую часть поля занял Китай в лице императора и его помощников. Все они одеты в ярко красные одежды. Образы китайской стороны были вдохновлены Боксерским (ихэтуаньским) восстанием 1898–1901 годов.

Светлана Санатова создает женские костюмы в «русском» стиле. В ее моделях из коллекции «Берега» (2023) прочитываются элементы, формы и силуэты, декоративные приемы и техники традиционного русского костюма. В их числе длинные рубахи и нарядные сарафаны. Большая часть нарядов сшита из разноцветных лоскутков с растительным орнаментом в виде раппортного рисунка с изображением цветов и ягод. Также используются различные врезки геометрического орнамента. На показе «Этно-мода», который проходил 1 октября в стенах Выставочного зала г. Благовещенска, данные костюмы были прекрасно дополнены авторскими аксессуарами и украшениями.


2023-10-20_16-05-08.png

           Светлана Санатова. Модели из коллекции «Берега». Хлопок, лен, вискоза, тесьма. 2023 г.

К темам, восходящим к русской народной культуре, в своем творчестве обратились амурские резчики по дереву – Виктор Кузнецов и Алексей Сидоров. Сюжеты и образы этих авторов восходят к истории, преданиям, сказкам и былинам. Их интересуют образы великих князей, богатырей,леших, шутов, сатиров, жар-птиц и сиринов. При этом резьба абсолютно разнообразна. Встречаются работы, выполненные в виде ажурной (сквозной), рельефной (глухой) и скульптурной (объемной) резьбы. В качестве инструментов, как правило, используются стамески различной формы, ручной и электрический лобзик. Для окрашивания применяется морилка. Алексей Сидоров также занимается корнепластикой – создает скульптуры из корней, веток и сучьев деревьев.


Вторую группу произведений, созданных под влиянием русской народной культуры, открывает картина Елены Тырковой «Россиянка», написанная в 1960 году.Она прекрасно передает народный образ русской женщины в традиционном сарафане. При этом автор полностью отказывается от приукрашивания модели. У зрителя нет ощущения, что перед ним сказочная красавица. Напротив, образ получился очень приземленным и реалистичным.Женщина изображена в полный рост, подбоченившись, с двумя ромашками в правой руке. Ее взгляд, полный задумчивости и решительности, устремлен вдаль. Мы понимаем, что перед нами сильная духом женщина. Портрет психологичен и в то же время очень патриотичен.Он раскрывает внутреннее состояние души героини, ее переживание за будущее своего народа. Елена Тыркова также уделяет большое внимание костюму, подчеркивая его самобытность. Вместе с тем модель помещена в советский интерьер с тяжелыми ниспадающими шторами и декоративным ковром на полу, а не в обстановку, в которой жили выходцы из народа. Вероятнее всего, это изображение мастерской художника, где шел процесс написания картины, или театральное закулисье с актрисой в сценическом амплуа.


2023-10-20_16-05-25.png

Елена Тыркова. Россиянка. Холст, масло. 1960 г.


Живописные полотна, воплотившие образ типичных представителей амурской области второй половины XIX – начала XX века, были написаны Верой Савиной в 2023 году. Это картины «Лесник» и «Казачка». В них она использовала реалистическую манеру письма, правдоподобно и натуралистично передав выражения лиц, живость поз и жестов


2023-10-20_16-05-36.png

Вера Савина. Лесник. Казачка. Холст, масло. 2023 г.


Сергей Попов в 2012 году написал картину «В донской степи», изобразив сцену из жизни донского казачества. Это жанровая сцена с участием трех казаков на конях, представленных на фоне бескрайнего пейзажа. Художник не только смог создать настоящий диалог между героями живописного произведения и показать особенности казачьего мужского костюма, но и умело продемонстрировать погодные условия, экспериментируя с характером мазка, светотеневой моделировкой, цветовыми нюансами и формами. Небо с серыми густыми облаками и накренившаяся зеленая трава заставляют почувствовать дуновение свежего ветра. При написании конкретного периода прошлого нашей страны Сергей Попов всегда досконально изучает архивные и исторические материалы, что заслуживает особого уважения.

Контрастно отличаются от вышеописанных работы Алексея Сидорова – «Женщины на Сенокосе» (2017) и«Сенокос» (2023). С одной стороны, он обращается к традиционной для русской живописи теме крестьянства. С другой, опирается на модернистские течения, а не на академическую школу. Так, автор подвергся влиянию постимпрессионизма и экспрессионизма, что выразилось в использовании ярких кричащих оттенков,резких контрастов, жирной контурной обводки и стилизации изображаемых объектов с целью передачи сильных эмоций и напряжения от непосильной работы крестьян и установления прочного контакта со зрителем.

Резюмируя, можно сделать вывод, что Амурская область богата талантливыми мастерами и художниками, которые не только не забыли свое культурное наследие, но и смогли переосмыслить и успешно воплотить традиции русского народа в современных произведениях живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства.

 

Анастасия Глабец,

экскурсовод филиала ГБУ АО «АОКМ»

 «Выставочный зал»

г. Благовещенск

 

Список использованной литературы:

1. Соловьев В. М. Книга золотой русской культуры. – М.: Белый город, 2007. – 560 с.



Возврат к списку