В настоящее время квест в музейной среде является одной из актуальных тем. Сама идея сделать процесс образования в музее более увлекательным и привлечь в экспозиционные залы больше посетителей всё чаще побуждает музейных работников обращаться не к традиционным однонаправленным методам и приёмам работы с аудиторией, а использовать нестандартные решения, превращая обычное посещение музея в захватывающую игру-приключение, детективное расследование или путешествие во времени.
Экскурсия в форме квеста – это уникальное сочетание игры и познавательного процесса, в ходе которого происходит знакомство с особенностями, традициями и другими культурными основами территории [4, с.16]. В процессе прохождения квеста участники получают знания не от экскурсовода, а, в основном, добывают самостоятельно. Эффективность усвоения информации при этом значительно возрастает, при выполнении заданий повышается мотивация, а участники получают яркие эмоциональные впечатления в непринуждённой форме.
Музейные квесты могут представлять собой маршрутный лист с заданиями, а также могут быть организованы с привлечением сопровождающего–экскурсовода, аниматора, с использованием технических средств и интернет-технологий: для получения заданий и подсказок может использоваться мобильный телефон, система QR-кодов.
Сотрудниками Амурского областного краеведческого музея проводятся квесты разной направленности и рассчитанные на разный возрастной контингент.
В рамках ежегодной общероссийской акции «Ночь искусств» в 2021-ом году, посвящённой 60-летию со дня полёта в космос Юрия Гагарина, для взрослых посетителей музея был предложен квест «Покорители галактики». Посетители совершили ночное путешествие по залам музея; проявляя терпение и находчивость, они решали непростые задания.
К празднованию 75-ой годовщины Победы в Великой Отечественной войне был разработан квест-викторина «Путь к Победе» по тематической экспозиции. Перед началом квест-викторины участники (в зависимости от общего количества человек) делятся на две группы. Участникам предлагается найти ответ на вопрос за определённое количество времени, в зависимости от точности и правильности данного ответа группе начисляются баллы. Квест-викторина даёт возможность выдавать информацию небольшими порциями заинтересованному в её получении слушателю. К тому же для успешного прохождения квеста от участников требуется быть внимательными, быстро анализировать предоставленную информацию и самостоятельно отыскивать ответ на поставленный вопрос.
Для младшего возраста проводится квест «В поисках музейных сокровищ», в основе которого - музейные знания, полученные ребятами за время прохождения квеста. Квест проводится по постоянной экспозиции с сопровождением экскурсовода.
В новогодние праздники для ребят музейщики разработали квест «Когда приходит Новый год?», когда школьники отправляются в путешествие на «машине времени», изобретённой Дедом Морозом, оказываются в разных эпохах, встречаются с крестьянкой (1900 г.), горожанкой (1910 г.), рабочим (1923 г.), закройщицей (1979 г.), эвенкийкой (XIX в.), знакомятся с традициями святок и Рождества, эвенкийским календарём и праздником Бакалдын, интересными фактами истории Приамурья и Амурской области, узнают о Петровской реформе.
Квест «Когда приходит Новый год?»
Краеведческий квест «Я город свой знаю, ведь я в нём живу» игроки путешествуют по городу согласно маршрутному листу в сопровождении аниматоров. В ходе квеста участники узнают, когда был основан наш город, о том, как изменились благовещенские дома и улицы, о людях, которые жили и трудились в Благовещенске.
Таким образом, полученный при организации и реализации данных мероприятий опыт позволяет сделать вывод о преимуществах квеста перед другими формами работы с посетителями музея:
- для квеста характерны подвижность и динамичность.
- квест предполагает поиск, активную аналитическую и исследовательскую работу, передвижение от одной контрольной точки к другой;
- квесты подходят для людей разных возрастов, поскольку прохождение может исключать временной компонент. Участники выполняют задания, основная цель – не соревновательный элемент, а получение удовольствия;
- квест позволяет обеспечить участие неограниченного числа лиц и может быть пройден как одной группой так и несколькими группами.
Современная тенденция показывает, что квесты в музеях становятся популярны среди семей, компаний друзей, коллег. При желании даже один посетитель может выполнить все задания и принять участие в музейном квесте. Квест базируется на определённом, заранее спланированном, маршруте, который позволяет раскрыть уникальность коллекций и продемонстрировать их посетителям музея [3, с.10]. Самостоятельный поиск ответов способствует лучшему восприятию информации. Для посетителей всегда легче запомнить самостоятельно обнаруженную информацию, что особенно важно в работе с молодёжью.
Таким образом, квест в полной мере реализует коммуникативную функцию: современный музей взаимодействует с посетителем посредством общения и диалога. Посетитель становится активным участником коммуникации, а не пассивным наблюдателем!
Попова Анна Николаевна,
экскурсовод 1 категории экскурсионного отдела
ГБУ АО «Амурский областной краеведческий музей
им. Г.С. Новикова-Даурско
Список литературы:
1. Короткова М.В. Музейный квест по истории как педагогический феномен в контексте интерактивного обучения школьников// Школа будущего -№ 2–2017 — С. 81–85
2. Леонтьев А.Н. Психологические вопросы сознания об обучении. Советская педагогика. № 1–2, 1946 г., С. 65–72
3. Меркурьева А.С. Квест как форма культурно-просветительской деятельности музея. Молодежный Вестник Петербургский Государственный Университет культуры. 2017 год. 2 (8), С. 99–102.
4. Свистунов А.В., Афанасьева Н.В. Квест-экскурсия как инновационное направление развития регионального туризма// Современные научные исследования и инновации. 2015. № 11.
5. Столяров Б. А. Педагогические аспекты образовательной деятельности музея: учебное пособие для музейных педагогов и студентов гуманитарно-художественных вузов. СПб., 2013. 316 с.