Амурский областной краеведческий музей им. Г.С. Новикова-Даурского

Прежняя версия сайта

Статьи

25.05.2022

Е. В. КОВАЛЕНКО. О ПОДПИСАНИИ АЙГУНСКОГО ДОГОВОРА

164 года назад, 28 мая 1858 года, был заключен Айгунский договор. Со стороны России переговоры вел и подписал документ генерал-губернатор Восточной Сибири Николай Николаевич Муравьёв (именно Муравьёв, только после подписания соглашения в Айгуни он стал Муравьёвым-Амурским), статский советник Петр Перовский. Документ подготовил товарищ Муравьёва – золотопромышленник Рафаил Черносвитов. Со стороны Поднебесной документ подписали амурский главнокомандующий князь И-Шань и помощник дивизионного начальника Дзираминга.


Согласно условиям договора, 13 июня 1858 года в Тяньцзине официальный представитель России граф Е.В. Путятин и полномочный представитель китайской стороны Хуа Шань подписали дополнительное соглашение. Айгунский договор расширял русские политические и торговые права в империи Цин, предусматривал определить не установленную до этого времени часть границы между двумя державами.

 
В 1860 году был заключен Пекинский договор,который окончательно разграничил приамурские земли. Границу провели по китайскому берегу Амура и Уссури, которые стали полностью русскими.


Это была историческая победа России. В Иркутске, который был столицей Восточной Сибири, в честь этого соглашения для встречи генерал-губернатора Николая Николаевича Муравьёва были установлены триумфальные «Амурские ворота». Надпись на триумфальных воротах гласила: «Дорога к Великому океану».


«Совершившийся факт» признали в Петербурге за благо. Государь император своим указом, данным правительственному Сенату 20 августа 1858 года, возвел Николая Николаевича Муравьёва с нисходящим от него потомством, в графы Российской империи, с присоединением к его имени прозвания «Амурский». Князь И-Шань по распоряжению своего правительства был разжалован и лишен прав


Это был чрезвычайно важный в геополитическом отношении договор. Мы привыкли, что Приамурье – это русская земля, но вопрос:«Чьей она будет?», решился именно в то время. Генерал-губернатор Николай Николаевич Муравьёв неоднократно говорил об очень серьёзном значении этой водной артерии: «Кто будет владеть устьем Амура, тот будет владеть и Сибирью, по крайней мере, до Байкала».


Во многом эти слова были справедливы, Амур – единственная в этом регионе река, которая протекает с запада на восток, являясь естественным путем, соединяющим Сибирь с Тихим океаном.


В приведенной ниже современной версии текста Айгунского договора соблюдена орфография подлинного документа.

 

Айгунский договор между Россией и Китаем о границах и взаимной торговле. Айхунь [Айгун], 16/28 мая 1858 г.

 

         Великого российского государства главноначальствующий над 47 всеми губерниями Восточной Сибири, е.и.в. государя императора Александра Николаевича ген.-ад., ген.-лейт. Николай Муравьев, и великого Дайцинского государства ген.-ад., придворный вельможа, амурский главнокомандующий князь И-Шань, по общему согласию, ради большей вечной взаимной дружбы двух государств, для пользы их подданных, постановили:

         1. Левый берег реки Амура, начиная от реки Аргуни до морского устья р. Амура, да будет владением российского государства, а правый берег, считая вниз по течению до р. Усури, владением дайцинского государства; от реки Усури далее до моря находящиеся места и земли, впредь до определения по сим местам границы между двумя государствами, как ныне да будут в общем владении дайцинского и российского государств. По рекам Амуру, Сунгари и Усури могут плавать только суда дайцинского и российского государств; всех же прочих иностранных государств судам по сим рекам плавать не должно. Находящихся по левому берегу р. Амура от р. Зеи на юг, до деревни Хормолдзинь, маньчжурских жителей 48 оставить вечно на прежних местах их жительства, под ведением маньчжурского правительства, с тем, чтобы русские жители обид и притеснений им не делали.

         2. Для взаимной дружбы подданных двух государств дозволяется взаимная торговля проживающим по рекам Усури, Амуру и Сунгари подданным обоих государств, а начальствующие должны взаимно покровительствовать на обоих берегах торгующим людям двух государств.

         3. Что уполномоченный российского государства генерал-губернатор Муравьев и уполномоченный дайцинского государства амурский главнокомандующий И-Шань, по общему согласию, постановили - да будет исполняемо в точности и ненарушимо на вечные времена; для чего российского государства генерал-губернатор Муравьев, написавший на русском и маньчжурском языках, передал дайцинского государства главнокомандующему ИШань, а дайцинского государства главнокомандующий И Шань, написавши на маньчжурском и монгольском языках, передал российского государства генерал-губернатору Муравьеву. Все здесь написанное распубликовать во известие пограничным людям двух государств.

Город Айхунь, мая 16 дня 1858 года.

(На подлинном подписали:

         Всемилостивейшего государя моего императора и самодержца всея России ген.-ад., ген.-губернатор Восточной Сибири, ген.-лейт. и разных орденов кавалер Николай Муравьев.

         Службы е.и.в., государя и самодержца всея России, по Министерству иностранных дел ст.сов. Петр Перовский.

         Амурский главнокомандующий И-Шань.

         Помощник дивизионного начальника Дзираминга.

 

Скрепили:

         Состоящий при генерал-губернаторе Восточной Сибири переводчик губернский секретарь Яков Шишмарев.

         Ротный командир Айжиндай).

 

В Хабаровском краевом музее им. Н.И. Гродекова храниться большое историческое полотно «Айгунский договор», созданное заслуженным художником России, одним из старейших дальневосточных живописцев Василием Евтроповичем Романовым. Копию этой картины можно увидеть в экспозиции Амурского областного краеведческого музея им. Г.С. Новикова-Даурского.

    

 

В.Е. Романов «Айгунский договор»


Картина «Айгунский договор» рождалась в Благовещенске, куда художник приехал в 1946 году. Прежде чем начать работу над полотном художник изучал архивные материалы того времени, труды по философии и культуре Маньчжурии 17-19 столетий, по крупицам извлекал необходимые сведения, чтобы сделать своё произведение максимально достоверным, передать атмосферу важного для Российской империи политического и исторического события. Сложным для художника был процесс поисков композиции картины,т.к.было необходимо правильно определить места главным и второстепенным лицам, представлявшим два государства, не нарушая законов субординации и этикета.

 
Нетрудно себе представить, насколько напряжённой была работа В.Е. Романова над своим историческим полотном. Вот как вспоминает об этой работе сам Василий Евтропович Романов:


«…При размышлении над композицией будущей картины мне виделось, что российская икитайская дипломатические стороны разместились застолом, перед ними карта реки Амур - главного предмета Айгунского договора. Я предполагал, что слева лучше посадить генерал-губернатора Восточной Сибири Н.Н. Муравьёва с гусиным пером вруке. За ним поместить российских чиновников разных ведомств. Перед графом Муравьёвым положить документ - договор огранице сДайцинским государством. Поправую руку отгенерал-губернатора - архиепископ Иннокентий (Вениаминов), заспиной - статский советник министерства иностранных дел, который впоследствии был представителем России вПекине, заним - его ближайший помощник идруг П.Н. Перовский. Слева направо разместятся подполковник Генерального штаба К.Ф. Будогосский, управляющий путевой канцелярией В.Д. Карпов, подполковник В.Е. Язов и др. По левую руку от Н.Н. Муравьёва, в центре картины, будет стоять переводчик Я.П. Шишмарев, рядом - управляющий дипломатической канцелярией Б.Г. Бютцев. Справа за столом должен восседать Амурский главнокомандующий князь И Шань вжелтом парадном халате, как этого требовал этикет. У него холеные руки, в правой - кисть для письма, перед глазами - текст договора. Рядом с князем Ишанем маньчжурские чиновники….».


Н.Н. Муравьёв-Амурский в картине «Айгунский договор» предстаёт перед нами не только как мощная историческая личность. Мы видим человека, наделённого умом и чувством собственного достоинства, верного сына Отечества. Художник Романов, проникнув в историю сложнейших отношений между двумя державами, не обошёл вниманием знаковые для Дальнего Востока личности, лица которых мы можем видеть на картине.


В сентябре 1947 г. работа над картиной завершилась. Широкому зрителю «Айгунский договор» был представлен в Хабаровске на краевой выставке, посвящённой 30-летию Октябрьской революции.


Самым первым рецензентом этого живописного произведения стал известный исследователь Приамурья, краевед Григорий Степанович Новиков-Даурский, именем которого сегодня назван Амурский областной краеведческий музей: «Подобного я не ожидал. Это серьёзный труд, выразительный и достоверный. Надеюсь, что картина будет пробуждать в сердцах людей дремлющее чувство благодарности к нашим далёким предкам…».

 

 

 

Литература:

1. Глебова Елена. Несколько штрихов к историческому полотну «Айгунский договор».

2 Александр Самсонов . Историческая победа России. К 155-летию подписания Айгунского договора. 2013 г.


                                                                                                                                                                                                                                               
Елена Викторовна Коваленко,

    хранитель музейных предметов

ГБУ АО «АОКМ»

                                                                                                                                                                                                                                        

 


Возврат к списку