В рамках Международного фестиваля «Российско-китайской ярмарки культуры и искусства в Выставочном зале с 28 июля по 4 августа проходила выставка из литературно-художественного музея книги А.П.Чехова «Остров Сахалин». Многие жители и гости г.Благовещенска имели возможность посетить не просто выставку, а культурно-просветительский проект, посвященный путешествию писателя на остров Сахалин.
Все посетители открыли для себя по-новому и писателя, совершившего невероятное путешествие, и узнали о красоте и масштабе природы Сахалинской области через произведения художников. Но абсолютным фаворитом среди живописцев для посетителей выставки как взрослых, так и детей стал Владимир Милославский с его уникальным талантом и мастерством.
Имя Владимира Николаевича Милославского (1952-2019) широко известно на Сахалине. Коллекция его картин, состоящая из 59 предметов, является настоящим украшением фондов Литературно-художественного музея книги А.П.Чехова «Остров Сахалин». Но при жизни он больше был известен как художник-оформитель в краеведческом музее. Музейному делу он посвятил около 30 лет. За эти годы он смог создать более ста экспозиций.
Евгения Фирсова (директор литературно-художественного музея): «Он очень тонко чувствовал цвет и гармонию предметов, мог сделать так, чтобы соединить, склеить разные, совершенно непохожие предметы в одну концепцию».
В раннем детстве будущий художник взял кисть в руки. Первым его учителем стал отец. Вторая его страсть – музыка. Любовь к музыке Владимиру еще в детстве привила мать. В юношеском возрасте он обучился музыке, а уже в зрелом – посвятил теме музыки ряд картин. В центре внимания – скрипка и виолончель. Художественное образование В. Милославский получил в Дальневосточном государственном институте искусств. Художник от природы чувствовал свет, цвет и пропорции и мог уловить то, что не могут другие. Но образование оформило его творчество в более академическую основу.
Долгие годы холсты в самодельных рамах хранились на чердаке дома. Обладая огромным талантом, В. Милославский был очень скромным человеком и увидеть его шедевры люди смогли только после его смерти. Музей приобрел его работы у вдовы художника и они на сегодняшний день являются его золотым фондом.
На выставке в Благовещенске «Сахалинская книга А.П.Чехова в искусстве» были представлены 4 живописные работы В.Н.Милославского: «Три брата. Зима» 2000 г., «Виды Сахалина. Арково.» 1985г., «В порту г. Корсаков» 1980г. и «Порт Корсаков» ХХ в.
На всех четырех работах прослеживается авторский стиль, заставляющая профессиональных художников и искусствоведов исследовать процесс написания картин В. Милославским. Во-первых – это цветной грунт, который является фоном для пейзажей, гармонично сочетаясь по гамме в каждом произведении. Во-вторых – это живопись полусухими масляными красками, передающими объем и фактуру изображаемых объектов. В-третьих – это процарапывание по масляной краске в изображении мачты корабля или веток.
Милославский, как опытный художник-оформитель музея знал, что обрамление картин имеет художественный смысл, являясь продолжением живописного полотна, расширяя его пространство. Кроме того, оригинальное обрамление выигрышно позиционирует работу среди других, делая ее еще более выразительной.
Пейзаж «Виды Сахалина. Арково» 1985 г. Обрамлен в деревянный спил, где автор сохранил кусочки коры. Контраст светлой древесины и красочной коры, безусловно, является продолжением любования художника контрастами Сахалинской природы. В картине этот прием подчеркивается многократно: в контрасте каменистой, слоистой и неприступной скалы и растущих на ней уютных живописных деревьев.
Контраст тумана, уютно разлившегося у подножья, и процарапанных на переднем плане графичных линий тонких трав и ветвей. Этот пейзаж отчетливо отсылает нас к японской живописи. В этой работе художник словно примеряет восточную эстетику. Он пишет свою картину оставляя нам возможность видеть, как масляная живопись взаимодействует с одноцветным фоном – по сути, цветным грунтом. Как в классической восточной живописи, В.Н.Милославский дает нам возможность самостоятельно додумать небо, лишь намекнув на облака и восхититься линеарностью и деталями живописи. Таким образом, в этом пейзаже бежевый грунт становится действующим лицом (рисунок 1).
Художник очень широко и смело применяет разные техники в своей живописи. Удивительна его способность применять лессировку и использовать фактуру краски.
Лессировка – это техника послойного нанесения полупрозрачной краски, придуманная фламандцем Яном Ван Эйком. Она стала визитной карточкой великих мастеров фламандской живописи.
Художник В.Н. Милославский владеет техникой лессировки, но применяет ее по-своему. Он не работает полупрозрачными красками. Эффект глубины цвета он добивается новаторски, позволяя цветам палитры взаимодействовать друг с другом, так, как это делали импрессионисты, но при этом он не кладет цвет рядом, он кладет его друг на друга, как фламандцы.
Например, в произведении «Порт Корсаков» видно, как художник пастозными мазками накладывает леденящие холодные слои на терракотовый грунт и получившийся таким образом серый цвет неба буквально веет северной мокротой сурового моря (рисунок 2).
Над картиной «Три брата. Зима»автор работает и как живописец, и как скульптор. Здесь он использует толщину слоя краски и создает почти барельеф, изображая монументальный памятник природы острова Сахалин – скалы. А где-то он накладывает тонкие слои друг на друга, дает им просвечиваться и сиять друг в друге. И опять использует прием – цветной бежевой грунтовки, которая просвечивается через мазки «серого на сером». Художник словно заигрывает с холодным светом зимнего солнца (рисунок 3).
Благодаря тонкому художественному видению цвета и света, умению работать на нюансах, используя новаторские техники на базе классических приемов, мастерство В.М. Милославского очень впечатлило зрителей выставки, что нашло подтверждение во многих отзывах посетителей выставки.
Лилия Николаевна Семенец
Экскурсовод без категории
Филиал ГБУ АО «АОКМ» в г. Благовещенск «Выставочный зал»
Список литературы:
1. Сайт литературно-художественного музея книги А.П.Чехова «Остров Сахалин»https://chekhov-book-museum.ru/about/.
2. Статья об открытии выставки «Я художник»https://news.myseldon.com/ru/news/index/273308052