Во второй половине XIX века можно заметить появляющуюся тенденцию, которая заключалась в постепенном возникновении общественного интереса к женскому социальному вопросу. Появляются научные труды известных учёных, в которых предполагается предоставление женщинам высших прав [9, с. 44]. Однако говорить о равноправии с мужчиной было рано, и деятельность самих женщин в борьбе за эти высшие права ограничивалась созданием различных общественных организаций. Постепенно возникает послабление и теоретическое представление о равноправии в общественном сознании. Анализируя данный феномен, этот период можно назвать временем, когда начался процесс формирования правового статуса женщин в России. Иначе говоря, до этого времени о равноправии женщин никто и не задумывался [1, с. 69].
Рассматривая данную тему, необходимо отметить, что в конце XIX-начале XX вв. женщин в Приамурье было гораздо меньше, чем мужчин. Писатель и путешественник В.Л. Кигн-Дедлов, путешествовавший по Амуру в 1896 г., описал тип амурской женщины, конкретно – горничной на пароходе «Посьет»: «Горничная была вполне девицей Дальнего Востока, где женщины в редкость, - неприступно гордая, ровно ничего не делавшая и неизменно окруженная всеми кавалерами парохода».
И среди крестьянок и мещанок было много тех, кто не боялся круто изменить свою жизнь. В газетах того времени часто можно было увидеть заметки: «От почтово-телеграфного чиновника А.И. Иванова ушла жена. Взяла пятерых детей, имущество и неизвестно куда скрылась».
«Крестьянин В.Н. Черезов заявил, что его жена ушла, захватив ценные бумаги на сумму 650 руб., два сундука одежды, швейную машинку, ружье, револьвер и 60 р. денег [5, с. 266].
До 1914 г. женщинам выдавались паспорта только с разрешения мужа, отца или других родственников. Тем не менее, женщины могли получить отдельный паспорт, если муж не живет с женой, не содержит ее или жестоко обращается. Получив паспорт, женщины могли самостоятельно зарабатывать на жизнь: имевшие недвижимость пускали жильцов, имевшие капитал покупали золотые прииски, имевшие профессию, устраивались на службу и даже открывали собственное дело [5, с. 267].
Во второй половине XIX века появляется большой интерес к образованию со стороны женщин и в дальнейшем реализация их в профессиональной деятельности.
В 1862 году начинают появляться женские гимназии для девочек из всех сословий. Учебная программа в таких заведениях ничем не отличалась от программ в мужских заведениях. Кроме того, женщины получили право посещать университеты в качестве вольнослушателей [2, с. 45]. В последней трети XIX – начале XX века в Санкт-Петербурге, Москве, Киеве, Казани стали открываться высшие курсы для женщин: политехнические, агрономические, архитектурные, строительные, инженерные. Образование для женщин стало немного доступнее, чем раньше, однако, это не имело повсеместный характер [8, с. 99].
В Благовещенске среднее учебное заведение для девочек появилось в 1874 г. - это была двухклассная школа. В 1879 г. она стала четырехклассной, с 1888 г. - полная семиклассная гимназия [5, с. 99].
Спустя некоторое время в Благовещенске открылась вторая женская гимназия, так как Алексеевская женская гимназия была перегружена и не принимала новых учениц, ведь с началом строительства Амурской железной дороги население области каждый год пополнялось десятками тысяч человек, в том числе и семейных, озабоченных образованием своих детей [5, с. 106].
Необходимо отметить, что к началу XX в. амурчанки все активнее заявляли о своих правах на профессиональное равенство с мужчинами, наблюдалась потребность роста доли женского труда.
Например, к концу XIX века в рамках Благовещенской и Приамурской епархии создалась такая ситуация, когда для церковно-приходских школ стало не хватать квалифицированных учителей. Назрела необходимость открытия среднего учебного заведения для девушек, которое бы позволило решить эту проблему. И 31 августа 1901 г. Благовещенская епархия получила официальное разрешение на открытие училища и уже с 15 октября 1901 г. в нем начались занятия [4, с. 269]. Таким образом, образование позволяло вчерашним ученицам реализовать себя в профессии школьной учительницы или гувернантки.
В 1916 г. «ввиду большой потребности в чинах вследствие массового открытия почтово-телеграфных заведений» при Благовещенской почтово-телеграфной конторе начала действовать школа, в которой женщин обучали профессии телеграфиста. Учили бесплатно и платили стипендию – 15 рублей в месяц [5, с. 266].
В 1912 г. в Благовещенск прибыли пять женщин, окончивших политехнический институт. Они были приглашены начальником водного управления для работы по грунтовым изысканиям [5, с. 269].
Летом 1911 г. в число членов Благовещенского биржевого комитета вступила благовещенская купчиха С.М. Кораблева. В августе 1912 г. поступило заявление от М.М. Бродовиковой о желании вступить в правление Императорского русского технического общества.
В «Листке объявлений» за 1908 год была дана следующая информация: «На кирпичном заводе Зверевой близ ипподрома по Кузнечной улице продается кирпич конной машины для печей, галанок и облицовки зданий самого высокого качества…», «Школа кройки и шитья дамских и детских нарядов по упрощенной и признанной лучшей в мире методе. Успех гарантирован! При школе принимаются заказы дамских платьев, и продается составленный мною «Самоучитель кройки», ул. Зейская, 195. Антонина Павловна Балик» [7].
В том же 1912 г. Благовещенская городская управа открыла биржу труда для женщин – на Гостинодворском базаре [5, с. 270].
С середины XIX века российское женское движение стало активно заниматься благотворительной и культурно-просветительской деятельностью. Представительницы разных слоев общества проявляли инициативу на различных поприщах: в благотворительной деятельности, защите нравственных устоев общества, создании системы общественного воспитания детей, общин сестер милосердия [3, с. 129].
Одним из ярких примеров является Мария Михайловна Васильева (1872-1939) – супруга инспектора Народных училищ Амурской области коллежского асессора Федора Алексеевича Васильева. Она окончила Парижский университет, знала несколько языков. Была участницей первых трех собраний Амурского отдела Общества изучения Сибири и улучшения ее быта (24 января-26 февраля 1909 г.), участвовала в заседаниях (позже ее имя встречается под отдельными протоколами организационных собраний Комитета Общества).
В 1905 году в Благовещенске были открыты классы фортепианной игры и пения «по методике Санкт-Петербургской консерватории», которые впоследствии были преобразованы в частную музыкальную школу. Инициатором и организатором школы стала уроженка европейской части России, талантливая пианистка, выпускница Санкт-Петербургской консерватории, ученица А.Г. Рубинштейна Мария Фёдоровна Кнауф-Каминская. В ее школе изучали композицию, теорию и историю музыки, историю искусств и эстетику. Экзамены в школе, в которой учились и взрослые ученики, были публичными. В 1911 году впервые учащиеся Благовещенской музыкальной школы приезжали с гастролями в Хабаровск.
Забота о детях была очень распространенным аспектом деятельности женских благотворительных обществ. Так, в начале 1910 года совместно с единомышленниками известным врачом И.М. Хоммером было организовано «Общество попечения о подкинутых детях», при котором позже был создан приют «Ясли». Долгие годы рядом с И.М. Хоммером работала Е. Г. Ефимова-Постникова. После окончания Петербургского женского медицинского института в 1908 г., она вернулась в г. Благовещенск и на протяжении 40 лет занималась врачебной практикой. Кроме Е.Г. Ефимовой-Постниковой рядом с И.М. Хоммером работали врачи Р.А. Егоровская и М.Н. Лаврентьева [4, с. 447].
5 марта 1895 г. при Благовещенском управлении Российского Общества Красного Креста (РОКК) был открыт Дамский комитет (в 1903 г. переименованный в Благовещенский комитет РОКК), деятельность которого заключалась в сборе пожертвований для оказания помощи раненым, увечным, больным и т.д., а также на другие экстремальные ситуации. Председательницей Дамского комитета РОКК стала супруга военного губернатора Н.Ф. Арсеньева, казначейские обязанности возложили на супругу управляющего Благовещенским отделением Государственного банка Э.М. Машукову; делопроизводством стала заведовать супруга доктора медицины Ю.Х. Юргенс. Членами правления Дамского комитета РОКК были избраны 10 человек: Н.Ф. Арсеньева, Е.В. Бабинцева, Е.П. Биршерт, А.А. Караулова, Е.И. Касьянова, А.М. Мамонтова, Е.М. Машукова, А.Д. Очередина, Е.В. Тетюкова, Ю.Х. Юргенс [4, с.436].
Таким образом, благодаря утвержденному 14 января 1871 года императором Александром II закону «О допущении женщин на службу в общественные и правительственные учреждения», где говорилось о «полезной для государства и общества служебной деятельности лиц женского пола», женщины смогли работать акушерками, фельдшерицами, аптекаршами, учительницами, телеграфистками и счетоводами. Несмотря на колоссальную конкуренцию, бытующие предубеждения и ограничения, женщины, как мы убедились, реализовывали себя в различных сферах в образовании, медицине, культуре, общественной жизни [6, с. 281].
Ширяева Ольга Александровна
Специалист по экспозиционной и выставочной деятельности
Филиал Амурского областного краеведческого музея им. Г.С. Новикова-Даурского - музейно-выставочный центр «Дом И.А. Котельникова», г. Благовещенск
Библиографический список