Амурский областной краеведческий музей им. Г.С. Новикова-Даурского

Прежняя версия сайта

Статьи

08.05.2024

ЯРОЩУК В.А. КАК ПРОВЕСТИ МАСТЕР-КЛАСС? ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ (ИЗ ОПЫТА ПРОВЕДЕНИЯ МАСТЕР-КЛАССОВ)


Каждый человек меня в чем-то превосходит;

и в этом смысле мне есть чему у него поучиться.

Эмерсон Ральф.

 

На современном этапе развития музейной педагогики актуальным становится такая форма мероприятия, как мастер-класс. В первую очередь, мастер-класс – это форма передачи знаний и умений, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия.


Обобщая определение, выделим важнейшие особенности мастер-класса:

1.    Подход обучения, ломающий устоявшиеся стереотипы классического урока;

2.    Метод самостоятельной работы в малых группах, позволяющий провести обмен знаниями;

3.    Создание условий для включения всех в активную деятельность;

4.    Формы, методы, технологии работы должны предлагаться, а не навязываться участникам.


При подготовке мастер-класса следует обратить внимание, что главное не сообщить и освоить информацию, а передать способы деятельности.


Положительным результатом мастер-класса можно считать формирование у участников мотивации к самообучению, самосовершенствованию, саморазвитию. Задача мастера задействовать детей в процесс, сделать их активными, разбудить в них то, что скрыто даже для них самих, понять и устранить то, что им мешает в саморазвитии.


Мастер работает вместе со всеми и равен участнику мастер-класса в поимке знаний и способов деятельности.(Рисунок 1).Стоит отметить, что на мероприятии необходимо избегать официального оценивания работ детей.


Рисунок 1.JPG


Безусловно, мастер должен:

1.    Уметь работать с речью и голосом (тон, сила, выразительность, дикция, интонация);

2.    Применять мимику, жесты, управление эмоциями, чтение эмоционального состояния на лице;

3.    Уметь стоять, сидеть, наблюдать за поведением участников;

4.    Быть раскованным;

5.    Применять педагогическую импровизацию (умение работать по плану «в голове», привлекать личный опыт, управлять не запланированными ситуациями);

6.    Уметь вести диалог, вычислять «гениев»и поддерживать «отстающих»;

7.    Иметь чувство времени.


В филиале ГБУ АО «АОКМ» - Выставочный зал с момента открытия (2020г.) состоялось более 500 художественных мастер-классов, ориентированных на разные возрастные категории.


Сложно сказать, с кем проще работать - с детьми или взрослыми. Каждая возрастная категория от ребенка дошкольного возраста до пенсионера требует своего подхода. Каждая группа – это особый микросоциум. Некоторые участники похожи друг на друга, а кто-то сильно выделяется на общем фоне. Есть более способные, а есть задавленные участники и не только дети, но и взрослые. Причем не всегда это вина мастера, чаще всего это индивидуальные особенности каждого посетителя.(Рисунок 2).

2024-05-08_10-05-54.png


Иногда возникают такие ситуации, когда ребенок говорит, что «это он уже знает», зачастую это говорит о том, что он ничего не понимает. Он всё делает неправильно и результат оказывается бедственным, если не следить за его действиями, что часто порождает слезы и истерики у детей. Не стоит потакать и уговаривать, единственно что можно – это помочь и подсказать поиск решения. Мастер-класс отличается от урока, тем что участник не обязан слышать, хотеть получить информацию, его никто не может принудить, он может в любой момент встать и уйти, но тогда положительный результат мастер-класса не будет достигнут.Задача мастера создать благоприятную атмосферу для развития ребенка. Все задания мастера и его действия направлены на то, чтобы подключить воображение участников, создать такую атмосферу, чтобы они проявили себя как творцы. Это мягкое, демократичное, незаметное руководство деятельностью детей.


Приведем пример, бабушка присутствует во время мастер-класса и наблюдает, как рисует внук. Но не просто наблюдает, а из-за спины руководит всеми его действиями приговаривая: «Вот эту краску бери, у тебя не красиво, ты не так сделал, зачем ты это нарисовал, надо было вот так».Ребенок раздражается, но перечить не смеет. По нему видно, как всё его внутреннее существо возмущается от вмешательства бабушки. В итоге, какое удовольствие и какую пользу можно ожидать от такого мастер-класса, где бабушка рисует руками внука?


Еще один яркий пример,мастер-класс по валянию игрушки из шерсти. Все участники усердно выполняют задание,только одна девочка, поняв, что это сложно и долго, решила действовать по «изученному плану» – начала плакать. Ей начали давать советы, как нужно выполнять те или иные приемы, чтобы получить нужный результат, но от этого она еще сильнее впала в истерику. Выяснилось, что ребенок из состоятельной семьи, где удовлетворяют все прихоти девочки и работать руками она не привыкла.


Очень важно прививать самостоятельность и веру в то, что всё несомненно получится. Через творчество вселять детям надежду, что они способные, талантливые и просто нужно чуть больше смелости и позитивного авантюризма.(Рисунок 3).


Рисунок 3.jpg


На мастер-классах в Выставочном зале при работе с детьми затрагиваются основные виды - живопись, скульптура, графика, декоративно-прикладное искусство, и жанры - портрет, пейзаж, натюрморт, анималистический, изобразительного искусства при использовании художественных техник - акварель, батик, витраж, гравюра, граттаж, гризайль, декоративная и интерьерная живопись, коллаж, литография, мозаика, монотипия, пастель, станковая живопись, сухая кисть и многие другие.


В большинстве случаев пользуются спросом мастер-классы по акриловой и масляной живописи с элементами интерьерной живописи. Безусловно, не последнюю роль играет уникальная программа популяризации культурных мероприятий среди молодежи Пушкинская карта, которая способствует активному посещению мастер-классов.(Рисунок 4).

Рисунок 4.jpg


Несомненно, не всегда можно организовать тот или иной мастер-класс на ту или иную тему, в таком случае приходится прибегаем к привлечению других мастеров, которые могут продемонстрировать высокий уровень профессионального мастерства своего ремесла. Например, резьба по дереву, изготовление изделий из эпоксидной смолы, гончарное искусство и другое.


На этапе планирования мастер-класса стоит обратить внимание на стоимость мероприятия, исходя из целевой аудитории, закупить необходимые материалы. Стоит предварительно определить минимальный возраст участников и подходы работы с ними.


Очень важный этап – это подготовка. Необходимо подготовить педагогический рисунок, на который дети смогут опираться при создании своего шедевра.(Рисунок 5).При разработке педагогического рисунка лучше использовать те же самые материалы, которые впоследствии и будут предложены детям. Родители сразу видят: что должно получиться после часовых трудов и радуются, когда работа ребенка схожа с ожиданием.Важно, чтобы родители увидели результат своих детей и за что они заплатили деньги.


Рисунок 5.jpg


Организатору важно соблюдать правило –индивидуальный подход к каждому посетителю.Поэтому лучше ограничить группу до 10 человек. Для того, чтобы работа была качественной и радовала обладателя еще долго, нужно внимательно следить за этапами выполнения, не допускать ошибок и не руководствоваться принципом «И так сойдет!». Очень обидно, когда работа не оправдывает по итогу ожиданий. (Рисунок 6).


Рисунок 6.jpg


Маленькие дети довольно быстро устают. Важно помнить, что при продолжительности мастер-класса более часа, есть риск получить в итоге уставшего ребенка и недоделанную работу. Необходимо ограничивать время проведения мастер-класса. Но в любом случае будут ребята, которые не смогут самостоятельно завершить работу над картиной. В таких случаях,мастер завершает работу, но с разрешения ребенка.(Рисунок 7).


Рисунок 7.jpg


И самое главное, дети видят и чувствуют отношение к себе. Доброжелательность и спокойствие, последовательность в словах и действиях – залог легкой и приятной работы.


Использование данных методических рекомендаций позволит обеспечить качественную подготовку и эффективное проведение мастер-классов в рамках распространения педагогического опыта работников музея.


 

Виолетта Андреевна Ярощук

Специалист по экспозиционной и выставочной деятельности без категории

Филиал ГБУ АО «АОКМ» в г. Благовещенск «Выставочный зал»

 

 

Список литературы


1.    «Что такое мастер-класс?». Методические рекомендации по проведению мастер-классов: сайт URL: https://infourok.ru/.

2.    Мастер-классы с детьми: что не помешает знать. Хитрости и советы: сайт. URL: https://livemaster.ru/.

3.    Психологические особенности работы с детьми при проведении мастер-классов: сайт. URL: https://prazdnik-skazka.com/.

4.    Проведение мастер-класса в детском объединении – внеурочная работа: сайт. URL: https://kopilkaurokov.ru/.

 

 


Возврат к списку